Понятие об активном социально-психологическом обучении
В комплексном понятии «активное социально-психологическое
обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик,
вытекающих из содержания частных научных составляющих.
Во-первых,
это - активное обучение. Активность -
собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания
ими жизненно значимых связей с окружающим
миром. В психологическом словаре дано такое определение понятия «активность
личности»: «Это способность человека производить общественно значимые
преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной
культуры».
Видный
отечественный психолог Д.Н. Узнадзе писал по этому поводу: «Активность, возникающая
в процессе учения, имеет не только значение средства, но и свою независимую
ценность; основное место в учении занимает не продукт, предоставляемый нам в
качестве конкретного навыка или знания конкретного ее содержания, а развитие в
определенном направлении сил учащегося. Основное в учении - не конкретный навык
или знание, а развитие сил, участвующих в процессе учения».
Зависимость
эффективности процесса усвоения знаний от собственной интеллектуальной
активности - одна из закономерностей процесса обучения. Эта зависимость
подтверждается эмпирическими исследованиями, согласно которым в памяти человека
запечатлеется до 10% того, что он слышит, до 50% того, что он видит, и до 90%
того, что он делает.
Во-вторых,
это - социально-психологическое обучение,
т.е. явление социальной психологии, использующее и опирающееся на ее
закономерности и понятийно-терминологический аппарат. Напомним, что социальная
психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и
деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а
также психологические характеристики этих групп. Следовательно,
социально-психологическое обучение - это обязательно обучение в группе, и этим
оно принципиально отличается от индивидуального обучения. Однако активное
использование современных групповых форм и методов не только не противоречит
индивидуализации обучения, но и является необходимым для педагогически
целесообразного развития личности обучаемых.
К
основным понятиям, определяющим групповое, коллективное обучение, относятся
«групповая динамика», «межличностные отношения», «межличностная ситуация».
Групповая динамика - совокупность
внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих
весь цикл жизнедеятельности малой группы, в том числе и учебной, тренинговой
группы. К процессам групповой динамики относятся: руководство и лидерство;
принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка групповых мнений,
правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы;
сплочение; конфликты; групповое давление и другие способы регуляции
индивидуального поведения. Происходящие в группе за время ее существования
изменения обусловлены как внешними обстоятельствами групповой
жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями, продиктованными
взаимодействием двух предполагающих и одновременно отрицающих друг друга
тенденций групповой активности - интеграции и дифференциации. Первая нацелена
на упрочение психологического единства членов группы, стабилизацию и
упорядочение межличностных отношений и взаимодействий и является необходимой
предпосылкой сохранности группы.
Важнейшее
место в групповой динамике занимает групповое принятие решения - выбор,
осуществляемый группой, из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена
информацией при решении общей задачи. Процедура группового принятия решения
предполагает обязательное согласование мнений членов группы в отличие от
групповой дискуссии, которая обычно рассматривается как фаза, предшествующая
групповому принятию решения. Групповые решения не могут сводиться к сумме индивидуальных,
а являются специфическим продуктом группового взаимодействия.
Межличностные
отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно
проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг
на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения
- это система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и других диспозиций,
через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредованы
содержанием, целями, ценностями, организацией совместной деятельности и
выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.
Феномены межличностных отношений - ценностно-ориентационное единство,
коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация, референтность
и т.д.
Межличностная ситуация - основной
обучающий паттерн в приобретении индивидом коммуникативной компетентности.
Паттерн (англ.) означает модель, конфигурацию, образы, шаблон; любую
последовательность явлений во времени или любое расположение предметов в
пространстве, которое можно отличить от других последовательностей или
расположений и сравнить с ними.
Групповой
потенциал обучения как комплекс глубинных социально-психологических ресурсов
взаимодействия обучаемых друг с другом и с преподавателями позволяет:
- создать
оптимальную обучающую среду, благоприятные условия для обучения;
- использовать
самих обучаемых и их взаимодействие как ценный учебный материал;
- широко применять
способы и средства группового воздействия на отдельных обучаемых;
- гибко управлять
учебно-воспитательным процессом с опорой на самоорганизацию обучаемых.
Как показывает опыт социально-психологического обучения, работа обучаемых в группе имеет следующие
преимущества:
-
при разработке решений односторонние интересы не превращаются
в решающие;
-
сводится к минимуму риск неверного решения;
-
над выполнением одного задания работает достаточно большое
количество людей, что уменьшает опасность упустить определенные детали;
-
обеспечивается более интенсивная готовность и способность
каждого отдельного члена группы к сотрудничеству;
-
складываются условия для более полной реализации
интеллектуального потенциала;
-
оказывается исключительное воспитательное воздействие;
-
вырабатываются терпимость, готовность подчиняться общим
интересам, признавать мнение других, честно дискутировать, благодаря чему
устраняется резко выраженный индивидуализм.
Вместе с тем нельзя не отметить и недостатки работы обучаемых в группе:
-
выполнение учебных заданий может потребовать более продолжительного
времени по сравнению с работой отдельного человека. Время, в течение которого
члены группы подстраиваются друг под друга и устраняют возможные недоразумения,
может быть достаточно длительным;
-
группа трудноуправляема, особенно если велика по составу;
-
отсутствует стимул личных амбиций, так как участникам
групповой работы достигнутые ими результаты не ставятся в заслугу;
-
анонимность членов группы может оказать отрицательное
влияние на стремление к результатам и готовность к работе. Каждый член группы
может скрывать свою низкую интеллектуальную производительность за спинами
других участников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий